Р.П. Мильруд, Н.А. Юшина "12 шагов к английскому языку"

Пояснительная записка
Курс „12 шагов к английскому языку“ для детей в возрасте 4, 5, 6 лет представляет собой 12 частей для детей с книгами для воспитателей и родителей, занимающихся с детьми дошкольного возраста. Программа разделена на части и предназначена для работы с детьми без ограничений возможностей здоровья и участия в игровой и учебной деятельности. Для работы по данному пособию с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, но не имеющими медицинских противопоказаний к обучению в школе, необходимо вносить в содержание курса изменения в соответствии с рекомендациями врача, педагога и психолога. Материалы курса разработаны с целью общего языкового, интеллектуального, мировоззренческого и культурного развития ребенка, а также для расширения детского кругозора. Овладение элементами английского языка в дошкольном возрасте естественно включается в процесс личностного развития ребенка. Под элементами иностранного языка мы понимаем слова, команды, структуры простых предложений и выражений. Можно сказать, что обучение дошкольников этим элементам английского языка интегрируется в решение общей задачи „обучения жизни“. В книгах для воспитателей и родителей вы найдете планы занятий с подробными методическими рекомендациями, словарь с переводом английских слов на русский язык. Используя книгу для воспитателей и родителей, вы сможете помочь детям дошкольного возраста овладеть основами английского языка (словами, фразами, грамматическими структурами, английскими рифмовками). Вы познакомите их со стихами на английском и русском языке, почитаете рассказ с продолжением, познакомите с элементами культуры английских сверстников, будете способствовать их интеллектуальному, культурному и речевому развитию. Работа с курсом не требует от воспитателей и родителей специального языкового образования. Вам в помощь разработан словарь с английскими словами, выражениями и структурами. Тексты рифмовок на английском языке снабжены аудиоматериалом и переводом на русский язык каждого слова. Все, что от вас требуется,— это любовь к ребенку и желание помочь ему стать успешным человеком в жизни. Если воспитатели и родители ранее сами не изучали английский язык, им не нужно бояться приблизительного английского произношения. Так ребенку будет даже легче повторять английские слова, а более правильное произношение придет к детям позже, когда их артикуляционный аппарат будет более развит. С помощью курса „12 шагов к английскому языку“ можно проводить занятия как дома, так и в детском саду. Для успешных занятий с ребенком рекомендуется широко использовать возможности образного мышления, воображения, естественной познавательной потребности и обязательно создавать ощущение радости ребенка от занятий. Настоящая программа описывает курс изучения основ общего английского языка для детей дошкольного возраста и обеспечивает содержание разделов „Здоровье“, „Безопасность“, „Социализация“, „Труд“, „Познание“, „Коммуникация“, „Чтение художественной литературы“, „Художественное творчество“, „Музыка“, включенных в „Основную общеобразовательную программу дошкольного образования“. Программа соответствует федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и СанПиН 2.4.1.2660-10 „Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях“. Цель данной программы — всестороннее развитие личности ребенка в возрасте 4, 5,  6 лет, включая языковое, интеллектуальное, нравственное, мировоззренческое развитие, а также расширение детского кругозора. Основные задачи программы — обеспечить развитие знаний детей о себе, умений взаимодействовать со сверстниками, сформировать представление о правильном общении с детьми и взрослыми; создать условия для языкового, математического, экологического, эстетического, нравственного, музыкального и художественного воспитания; сформировать коммуникативные умения в соответствии с возрастными возможностями ребенка 4, 5, 6 лет (умение формулировать на английском языке краткие оценочные высказывания типа: это хорошо / это плохо, грязно / чисто, выражений согласия / несогласия, рассказа о себе (имя, возраст, предпочтения, умения), ответы на вопросы о возрасте, предпочтениях, умениях).
Специфика  образовательного курса Специфика образовательного курса по английскому языку в дошкольном возрасте заключается в том, что образование дошкольников: — характеризуется физиологической целесо-образностью (обучение осуществляется на таком этапе психофизиологического развития дошкольников, когда дифференцированные функции левого и правого полушария головного мозга еще не сформировались, и это предполагает целостность и нераздельность наглядной образности, предметного содержания курса и ситуативной обусловленности знаний жизни, а не предмета); — носит интегрированный характер (содержание курса английского языка не закрепляется за учебной дисциплиной, а включает социальное, познавательное, эстетическое, экологическое, нравственное, лингвистическое, информационное, технологическое, художественное, физическое и валеологическое развитие); — организуется как жизнедеятельность (учебная деятельность дошкольников пока еще не выделяется в особый вид, а представляет собой продолжение естественных для ребенка форм активности, включая слушание стихов и рассказов / сказок, действия с игрушками, вопросно-ответное общение между детьми и взрослыми, рассматривание и обсуждение картинок, наблюдение за окружающей действительностью, участие в ролевой игре и выполнение игровых заданий, настольные игры); — поэтапно строится как усложнение не только предметных знаний (от слова к готовому выражению и постепенно к грамматической структуре), но и как переход от конкретно-ситуативной „называющей“ функции слова к обобщенным понятиям, от восприятия предметных ситуаций к ситуациям социально- и культурно-ценного содержания, от участия в сюжетах простой последовательности событий к сюжетам нравственного выбора; — осуществляется развитие ребенка не средствами конкретного и узкопредметногообразовательного курса, а в результате синергии всех потенциально полезных составляющих педагогического процесса (развитие наблюдательности, активизация рефлексии, концентрация внимания, обеспечение понимания, достижение организованности, воспитание настойчивости, формирование целеустремленности, поддержание интереса, содействие взаимодействию, поощрение самовыражения, стимулирование игровой состязательности, создание условий для креативности, закрепление нравственных принципов в представлениях и поступках ребенка). В процессе усвоения программы детьми  4, 5, 6 лет реализуется языковое, интеллектуальное, нравственное, мировоззренческое развитие, расширяется общий кругозор. В организации учебного процесса будут учитываться потребности детей, а именно: в физической и игровой активности, подражании, самовыражении, общении, поддержке, самоутверждении, внимании к себе, поощрении, успехе. У детей в возрасте 5 лет повышается потребность в более глубоком познании окружающего мира, потребность задавать многочисленные вопросы, потребность выполнения совместных занятий. У детей в возрасте 6 лет формируются потребность и готовность к обучению в школе, изучению основ грамоты, проявляются основы обобщенного мышления, готовность воспринимать элементарные языковые структуры и усваивать начальные правила. У ребенка дошкольного возраста с 4 до 6 лет детская игра как ведущая деятельность ребенка коренным образом изменяется. В 4 года преобладает игра эмоционально-образного типа, где большое значение имеют положительные переживания, эмоциональные образы и наглядные изображения или предметы. В 5 лет развивается сюжетно-ролевая (режиссерская) игра, когда дети охотно участвуют в разыгрывании ситуаций бытового или сказочного характера. В 6 лет дети овладевают игрой „по правилам“,  в которой они двигаются к поставленной цели с учетом инструкции и ограничений. В развивающем курсе для дошкольников с элементами английского языка важно учитывать познавательный стиль ребенка — визуальный, аудиальный и кинестетический. Визуалы любят подолгу рассматривать картинки, задавать по ним вопросы старшим и отвечать на них. Аудиалы хорошо воспринимают описание изображений и истории с продолжением на слух, полностью забывая о том, что происходит вокруг. Кинестетикам требуется физическая активность, и усвоение материала заметно улучшается, если пригласить детей двигаться или жестикулировать в соответствии с содержанием языкового материала. При организации занятий с детьми 4, 5, 6 лет будут учитываться следующие принципиальные положения: • Соответствие обучения возрастным возможностям познавательной деятельности дошкольников (объем внимания и запоминания, интенсивность интеллектуальной нагрузки, чередование видов деятельности, взаимодействие каналов восприятия окружающего мира, предпочитаемые формы игровой и познавательной деятельности). • Обеспечение развития родного языка у дошкольников, расширения их запаса слов на родном языке и соответствующих возрасту понятий. • Обучение в пределах понимания дошкольниками смысла предлагаемой ситуации и выполняемых действий. • Получение конкретного результата познавательной деятельности дошкольников в виде использования изученных элементов английского языка (слов, фраз, структур простых предложений) в ситуативном общении. • Развитие творческих способностей, памяти и мышления дошкольников в овладении элем ентами иностранного языка (слов, фраз, структур простых предложений), знаниями об окружающей действительности и ключевыми понятиями об окружающем мире. • Ориентация как на увлекательный процесс, так и на запланированный результат в обучении дошкольников элементам иностранного языка. • Безусловное поощрение участия дошкольников в занятиях вне зависимости от характера участия и получаемого результата.

 

Английский язык в детском саду                                                                           

Мы уже знаем о том, что новый социальный заказ повлиял на пересмотр целей образования в целом и обучения английскому языку в детском саду в частности. До последнего момента целью обучения была выработка навыков и умений, теперь же востребован новый тип личности, обладающий 5 компетенциями: социальной, толерантностью, коммуникативной, информационной и компетенцией, реализующей желание учиться всю жизнь. И надо признать, что ранние развивающие методики направлены в первую очередь на это.

Даже от противников раннего обучения иностранным языкам можно услышать, что если приобщать ребенка к языку в раннем детстве, то и с возрастом ему будут гораздо легче освоить этот язык, что изучение иностранных языков это такой же прекрасный способ развития ребенка, как и другие способы. Методик сейчас предлагается очень много, занятия английского языка есть практически в каждом детском саду.

Кроме того, и сами родители, владеющие тем или иным иностранным языком, стремятся приобщить к нему своему ребенку.

Я предлагаю обратить внимание на следующие моменты:

• Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игра, главное для малышей – движение, важно, чтобы занятие ни в коем случае не превращалось в урок – это противоречит психологии детей дошкольного возраста.

• У дошкольников наглядно-образное мышление. Поэтому занятие должно иметь зрительную опору – предметные сюжеты, картинки, игрушки.

• Если у ребенка трудности с родным языком и произношением отдельных звуков, то давить на него при изучении новых слов не стоит.

• Нужно учитывать и то, что в любой деятельности ребенок руководствуется, прежде всего, практической ценностью, поэтому в дошкольном возрасте к обучению иностранному языку лучше подходить, как к специфическому разделу ознакомления с окружающим миром, то есть

нужно подготовить ребенка к обучению, мотивировать его. Познакомить ребенка со страной, с традициями, найти страну изучаемого языка на карте, расскажите о том, какие там живут люди, чем они занимаются, как одеваются, чем отличаются от нас, на каком языке говорят...

Особое внимание я уделяю изучению английского языка посредством мультфильмов. Существует огромное множество видео на английском языке для каждого уровня, и для детей 4-х лет (с содержанием русской лексики), и для детей старшего дошкольного возраста (мультфильмы, содержащие в основном английские слова, знакомые детям).

Также на занятии устраивается прочтение сказок с использованием игрушек, дети могут участвовать в роли персонажей.

Основные занятия легко сделать интересными и подвижными, включив в них пение песен, зарядку и подвижные игры.

Игры помогут отработать основные речевые обороты, закрепить изученную лексику. Примеры игр:

• найти спрятанные в комнате предметы и назвать их.

• наощупь догадаться, что лежит в мешочке и назвать это.

• шарады на английском языке.

Занятия также включают в себя работу с картинками.

Например, воспитатель показывает карточки с изображениями и говорит, что изображено на картинке, иногда специально называя неверные слова. Дети по очереди должны определить, правильно или неправильно говорит воспитатель.

Другая игра хорошо развивает память. Воспитатель выкладывает карточки в ряд и комментирует, что на них изображено. Дети отворачиваются, воспитатель убирает одну из карточек – дети должны догадаться, какую именно карточку убрал воспитатель.

Пройденную лексику хорошо помогут закрепить упражнения (некоторые из них приведу в примере):

• Нужно проговорить новые слова шепотом, затем – громко и топая ногами. Вторая часть задания особенно приводит детей в восторг.

• Нужно проговорить новые слова с разными эмоциями: как будто дети устали, как будто веселы, как будто хотят спать и так далее – на что горазда фантазия педагога.

Таким образом, занятия проходят очень динамично, на каждый вид деятельности отводится по 5-10 минут. Дети не успевают соскучиться, зато успевают за этот короткий срок освоить новый материал, и самое главное – у них появляется желание прийти еще на занятие.

 

 

Сетевичок