ШишляковаЛюбовьМихайловнавоспитатель высшей квалификационной категории |
ТЕМА АТТЕСТАЦИОННОЙ РАБОТЫ:
«ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В ПРОЦЕССЕ РУЧНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТРУДА »
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,
музыки, рисунка, фантазии,творчества»
В.С. Сухомлинский
Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.
В наше время ситуация изменилась. Жизнь становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям,творческого подхода к решению больших и малых проблем.
Творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интелекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем,будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Занятия ручным трудом способствуют развитию познавательных способностей. Во время изготовления поделки дети знакомятся с различными материалами, осваивают сенсорные эталоны, закрепляют конструктивные навыки, учатся ориентироваться в пространстве. Кроме этого развивается мелкая моторика, совершенствуется координация движений пальцев и кистей. Ручной труд развивает психические процессы – память, мышление, воображение,внимание и восприятие. Работа детей сближает, дисциплинирует, появляются общие интересы ( воспитательные моменты).
Дети получают теоретические знания и тут же проверяют, убеждаются и закрепляют полученный опыт. При этом их переполняют положительные эмоции,поделка выполнена собственными руками. С ней можно поиграть, подарить маме, украсить.
Тесто - чудесный материал для работы пластичный, мягкий. Лепка из соленого теста приучает детей быть более усидчивыми, внимательными. Когда они фантазируют и стараются выполнить свою работу, развивается мелкая моторика пальчиков, массируются активные точки ладошек, благодаря чему улучшается работа всех органов, самочувствие ребенка. К тому же ,соленое тесто несет массу положительной энергии.
Трудовая деятельность оказывает существенное влияние на развитие волевых черт ребёнка, его мышление, речи, памяти , внимания, воображения.
Организация трудовой деятельности включает в себя постановку цели, мотивацию труда, планирование деятельности , овладение трудовыми навыками и способами работы, сам процесс труда, получение результата и его оценку.
Своеобразие труда детей дошкольного возраста в том, что он тесно связан с игрой, игровые ситуации помогают им выполнить работу с большим интересом, добиваться лучших результатов. Однако нельзя превращать труд в игру.
Труд для ребёнка становится самостоятельной практической деятельностью, в процессе которой можно успешно решать важнейшие воспитательно- образовательные задачи.
Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, стремление выполнить её как можно лучше.
В процессе ручного труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями , осваивают навыки работы с некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам ,предметам труда, орудиям.
Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов.
В работе с детьми необходимо предоставлять им возможность осуществлять свой замысел, проявлять творчество .Источником замысла является окружающая жизнь ,где они черпают содержание для своих работ и развивающая игра в ходе которой возникает необходимость изготовления игрушек.
Занимаясь изготовлением игрушек, дети приобретают много новых знаний и умений они задумываются над устройством различных предметов, учатся различать в причудливых очертаниях рабочего материала знакомые предметы, создают фантастические образы.
Так, например, работая с природным материалом, бумагой, тканью необходимо оформление изделий из этих материалов. Это очень важный этап работы. Именно этот процесс развивает творческие способности ребёнка, вкус, чувство цвета, композиционное решение выбор художественного образа.
В своей работе использую природный материал, бумагу (технику оригами) ; проволоку; ткань - вышивка, изонить, лоскутная мозаика. На занятиях дети играют в пальчиковые игры, которые так же оказывают влияние на развитие творчества у ребёнка.
Решая задачу развития художественно- образного мышления- надо жёстко отказаться от выполнения заданий по схемам, образцам, по стереотипу.
Дать возможность ребёнку самому решать поставленные перед ним задачи по изготовлению поделок. Это занятие радует душу и позволяет человеку хотя бы ненадолго оторваться от груза повседневных проблем и улететь вместе с квадратиками бумаги, лоскутиком ткани, еловой шишкой и каштаном в руках в замечательную страну Творчества.
Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи:"Потерялся котёнок".